Пятница, 29.03.2024, 17:35Приветствую Вас Гость | RSS
Creativity lives here!
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 50
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей



"Значение предметной интеграции в школе"


Основными задачами школы на современном этапе являются подготовка молодого человека к жизни, показ многообразия духовной сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей. Но, разумеется, ни одна стабильная учебная программа не в состоянии включить все это в себя. Ликвидировать эти недостатки, дополнить, расширить имеющиеся знания учащихся, стимулировать их познавательную активность – первостепенная задача интегрированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Именно интегрированный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на ребенка органически соединить логические и эмоциональные начала, построить систему научного и эстетического просвещения на широком привлечении воспитательного потенциала урока, на всестороннем развитии познавательной активности субъекта образовательного процесса-ученика.

Процесс интеграции, его цели, задачи и функции в образовательном процессе необходимо рассматривать с точки зрения общего развития ребенка, формирования всесторонне развитой личности. Интеграция, таким образом, представляет собой процесс непрерывного взаимодействия субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, образного и понятийного, интеллектуального и эмоционального, рационального интуитивного, аналитического и синтетического. Это влечет за собой необходимость гармонизации научного и художественного способов познания мира в образовательном процессе. Анализ практики работы современной школы указывает на наметившуюся тенденцию к интеграции педагогического процесса через комплексное взаимодействие предметов. Правда, чаще всего это взаимодействие носит характер межпредметных связей и отражает стихийное, скорее интуитивное стремление учителей дать школьникам более целостное представление о мире. Тенденция к интеграции просматривается и в базисном учебном плане школы, где выделены не отдельные предметы, а блоки предметов – «образовательные области».

Интеграция учебного процесса предполагает выявление тех механизмов, которые помогут создать единую образовательно-развивающую среду на основе целостного взгляда на мир, без которого невозможно его познание. Это достигается путем установления тесной взаимосвязи всех компонентов образования, касающихся не только содержания и форм обучения, но и приемов и методов воспитания. Интегративный подход позволяет аппелировать к духовному миру ученика и воздействовать на тонкую субстанцию – душу ребенка, его гуманные чувства: сопереживание, сострадание, сочувствие. Результатом такого подхода в образовательном поле является развитие эмоциональной сферы детей. А это, по мнению В.А.Сухомлинского, и дает «желанное пробуждение мысли».

В качестве основного положения концепции интегрированного подхода следует отметить идею самореализации личности. Эта идея реализуется в следующих направлениях:

  • развитие личности школьника;

  • профессиональное совершенствование учителя;

  • развитие школы.

Основой образовательного пространства при таком подходе становится ориентация на творчество ученика и учителя. Основными дидактико-психологическими принципами становятся:

  1. личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип целостного развития, принцип психологической готовности);

  2. культорологические принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип смыслового отношения к миру).

Реализация данных принципов на практике предполагает, что представление школьника о мире должно быть единым и целостным. С самого начала образование должно быть систематичным, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка, входить в общую систему непрерывного образования, формировать у ребенка ориентировочную основу деятельности.

Многолетние наблюдения показывают, что выпускники школы, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять «частные» знания, умения при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или новые ситуации. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным предметам.

Ни для кого уже не секрет, что, к сожалению, знания современных учащихся зачастую представляют собой так называемое «лоскутное одеяло», когда русский язык усваивается сам по себе, физика- сама по себе, математика также и т.д. По уровню применения знаний и интеллектуальному развитию школьников наша великая страна оказалась на неприятном и обидном месте в четвертом десятке стран мира. Как преодолеть эту ситуацию.

В последнее время в теории и практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе. Современная педагогическая наука утверждает, что для продуктивного усвоения учеником знаний и для его интеллектуального развития средствами разных предметов школьного курса чрезвычайно важно установление широких связей как между разными разделами изучаемых курсов, так и между разными предметами в целом (внутрипредметная и межпредметная интеграция). Представляют ценность связи не только с родственными по содержанию дисциплинами (родным языком, иностранным и литературой), но и межцикловые связи (с математикой, географией, историей и т.д.). Большое значение интеграции для развития интеллектуальных творческих способностей учащихся объясняется тем, что в современной науке все более усиливается тенденция к синтезу знаний, к осознанию и раскрытию общности объектов познания. При этом ученые утверждают, что данная тенденция должна постоянно усиливаться в будущем.

Потребность в синтезе научных знаний обусловлена количеством комплексных проблем, решение которых возможно лишь с привлечением знаний из различных отраслей науки. Ставится вопрос о формировании нового, интегрированного способа мышления характерного и необходимого для современного человека. Такой подход в обучении способствует выработке системы знаний, развивает способность к их переносу.

Интегрированные уроки занимают все более прочное место в учебно-воспитательном процессе. Они приносят в школу дух творчества, возвращают детям радость учения, веру в себя и в жизнь. 

Категория: Мои статьи | Добавил: Galina (02.02.2014)
Просмотров: 681 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта