Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка.
Учитель: Лысенко Е.В.
В каждом классе есть учащиеся, обладающие
особыми способностями в изучении иностранных языков. Не вызывает сомнений то,
что одаренные дети требуют специальных условий обучения, а также и то, что их
высокие познавательные возможности и потребности часто не реализуются в
традиционной школе. Это необходимо учитывать каждому учителю и планировать свою
работу с одаренными детьми так, чтобы обучение и воспитание одаренного ребенка
стали способами развития гармоничной личности, а не "накачкой” его готовой
информацией и знаниями.
Правильный акцент при работе с такими детьми может быть сделан только в том
случае, если учителем разработана специальная программа, индивидуальная
траектория развития такого ребенка, ведь многие одаренные дети, обладая
нестандартным мышлением, не принимают консервативных методов и подходов к
любому делу. Им необходимы индивидуальные занятия, специальные курсы и
программы. Важными инструментами становятся программы тьюторского сопровождения
образовательной деятельности и педагогические технологии развивающего обучения.
Цели и задачи, направленные на работу с одаренными детьми:
коммуникативные и проектные методики с использованием современных
информационно-коммуникационных технологий.
деление учащихся на группы, это позволяет разнообразить формы
взаимодействия педагога с учениками при работе в относительно маленьком
коллективе, с учетом их интересов, склонностей и способностей.
актуальны индивидуальные занятия-консультации и внеклассная творческая и
проектная деятельность по предмету.
Целесообразным представляется деление всего процесса обучения в школе на
следующие учебно-методические этапы:
1 этап - мотивационный (2-4 класс)
На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе
ндивидуальных заданий, а также опережающее изучение ряда тем, с
последующей публичной презентацией при прохождении нового языкового
материала остальной частью класса (ребенок становится соорганизатором
учебного процесса). Дети привлекаются к участию в классных и в
общешкольных концертах с номерами художественной самодеятельности на
иностранном языке, в разнообразные творческие задания (изготовление
открыток, приглашений и т.п.). При проектировании данных видов
деятельности необходимо опираться на следующий принцип - учение будет
эффективным в том случае, если учащиеся получают радость от того, что они
делают.
2 этап (5-7 класс) - творческая деятельность и формирование основ
исследовательской деятельности.
Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство
с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого
языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией
конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над
проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают
для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это
достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные
ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями о культуре, о
спорте, об известных людях страны изучаемого языка.
3 этап (8-11 класс) - Вовлечение в исследовательскую деятельность.
На данном этапе происходит групповой тренинг деятельности. Это метод
развития, как коммуникативных, так и исследовательских навыков, навыков
реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным
развитием. Развитие на этом этапе осуществляется со всеми учащимися
в рамках обычного учебного процесса, а также с учащимися, посещающими
спецкурсы или ведущими самостоятельно выбранные исследовательские проекты.
Говоря в целом о работе с одаренными детьми, необходимо отметить три
основных момента, которые представляются очень важными.
Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить
его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое
главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и
особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.
Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и
психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых
иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без
внутреннего протеста.
Сверхзадачей педагогов в этом вопросе вовсе не является подготовка
профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных профессий.
Именно эти положения я учитываю, организовывая свою работу с учащимися,
проявляющими способности и интерес к изучению моего предмета. Использую
разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение
мотивации к изучению иностранных языков.
Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о
деятельности познания, хотя работать учителю при этом, конечно, профессионально
сложнее. Здесь требуется систематическая оценка не только
мотивационно-смысловых тенденций, но и степеней их удовлетворения, как у группы
учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика. Разработаны
задания повышенного уровня сложности по страноведению, грамматике. Учащиеся
привлекаются к разработке и проведению конкурсов, мероприятий в рамках недели
иностранного языка. Даю домашние задания повышенного уровня сложности с
использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке
учащихся к школьным и районным олимпиадам.
Программа работы с одаренными детьми
Цели:
Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через
оптимальную структуру школьного образования.
Задачи:
Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;
Использование на уроке английского языка дифференциации на основе
индивидуальных особенностей детей;
Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,
инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и
внеурочной деятельности;
Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности по предмету;
Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня знаний по английскому
языку
^ Функции учителя английского языка
Выявление одарённых детей.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми,
включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского
уровней.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного
и районного уровня.
Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их
детей.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
Предоставление необходимой информации классным руководителям.
^ Принципы работы с одарёнными детьми.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей
учащихся.
Возрастание роли внеурочной деятельности.
Принцип развивающего обучения.
Принцип добровольности
|